Что должен уметь ребенок в 4 года

Содержание

Что должен уметь ребёнок в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года

Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец.

В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.

Физическое развитие

В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг.

При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см.

К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.

Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

  • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
  • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
  • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
  • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;
  • ​уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
  • ​прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
  • ​несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
  • ​спрыгивать с высоты 15-20 см;
  • ​прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
  • ​перешагивать через предметы;
  • ​перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
  • ​подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
  • ​держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
  • ​попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
  • ​прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
  • ​кататься на велосипеде;
  • ​не бояться воды, учиться плавать.

Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.

к оглавлению

Умственное развитие

Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

к оглавлению

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.

к оглавлению

Развитие речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;
  • согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на простые вопросы;
  • употреблять в речи предложения с однородными членами;
  • уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
  • делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
  • правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понимать термины «звук», «слово», «буква».

к оглавлению

Окружающий мир

Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
  • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ​знать свой возраст;
  • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
  • ​знать названия детенышей этих животных и птиц;
  • ​знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ​знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ​знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
  • ​знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ​различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
  • ​уметь различать и называть различные погодные явления;
  • ​знать названия нескольких профессий.

к оглавлению

Изобразительная деятельность

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
  • аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать простейшие предметы и явления;
  • уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • делать аппликации из готовых форм, используя клей.

к оглавлению

Конструирование

В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и называть основные детали конструктора;
  • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
  • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
  • различать части постройки по высоте и величине.

к оглавлению

Музыкальное воспитание

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

к оглавлению

Психическое развитие

В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых.

Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения.

Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.

Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.

к оглавлению

Внимание

В 4 года ребёнок должен:

  • самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
  • удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
  • самостоятельно находить одинаковые предметы;
  • не отвлекаясь, выполнять определённые задания  в течение 6-7 минут;
  • суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
  • хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
  • суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
  • самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.

к оглавлению

Мышление

В 4 года ребёнок должен уметь:

  • самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
  • знать и использовать обобщающие слова;
  • находить соответствующую пару любому предмету;
  • находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
  • подбирать слова-антонимы;
  • находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
  • решать простые логические задачи.

к оглавлению

Память

В 4 года ребёнок должен уметь:

  • запоминать содержание сюжетного рисунка;
  • пересказывать содержание услышанной сказки;
  • знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
  • воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
  • повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
  • точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;
  • запоминать и самостоятельно называть 4-5 увиденных предметов.

к оглавлению

Эмоциональное развитие

И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление.

В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.

Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Источник: http://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-goda/

Развитие ребенка в 4 года: от 4 до 5 лет

Что должен уметь ребенок в 4 года
7 голос, средняя оценка: 2,86 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды.

Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому.

Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким.

У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы.

Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом.

Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения.

Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков.

Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички.

Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы.

Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки.

Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки.

Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали.

Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам.

Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим.

Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже.

Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой.

Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания.

Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф.

Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный.

Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности.

Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой.

Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением.

Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца.

Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними.

Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить.

А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу.

Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы.

Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот.

На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира.

Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа.

Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать.

Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда.

Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

и фотоВсе видео и фото

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход.

Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши.

Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу.

Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно.

Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию.

Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации.

Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности.

Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость.

Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-god.html

Что должен уметь ребенок в 4 года. Физическое и эмоциональное развития ребенка в 4 года (в норме)

Что должен уметь ребенок в 4 года

Кажется, совсем недавно счастливые родители принесли домой маленький теплый сверток, и наперебой старались уловить первую улыбку на безмятежном младенческом личике. И вот – уже четыре года, и карапуз решительно отталкивает мамины руки, гордо провозглашая: – “Я сам!”

И действительно, он уже многое умеет и с наслаждением осваивает непознанные до сих пор действия. Вот только приоритеты слегка сместились – крайне подвижный совсем недавно, сейчас он отдает предпочтение занятиям, требующим внимания и усидчивости. Хорошо ли это, и что должен уметь ребенок в 4 года – попробуем разобраться вместе.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:

– спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;

– уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;

– твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;

– перепрыгивает через доступные препятствия;

– кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;

– с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;

– играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию – регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер.

С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта.

Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома – оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения – приседания, наклоны, прыжки – доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день.

Язык и общение – что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом – сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

– логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;

– выражает эмоции и чувства;

– сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;

– использует в своей речи более длинные и сложные предложения;

– знает несколько цветов и три основные формы предметов;

– проявляет интерес к буквам и их написанию;

– определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

– выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи.

В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету.

Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки – как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно.

Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка.

Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики.

Но самое главное – не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи.

Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Отношения с окружающими – что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом.

Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных.

Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения – все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми – ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

– здороваться и выражать благодарность за подарок;

– уметь управлять своими эмоциями;

– выражать сочувствие и поддержку;

– не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

– делиться игрушками;

– подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Поводы для беспокойства – на что следует обратить внимание

Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом – а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:

– отказывается от игр со сверстниками;

– не желает общения с другими людьми;

– не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;

– не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;

– никак не может запомнить свои фамилию и имя;

– провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков – непосильная задача для малыша;

– категорически отказывается выполнять действия, которые год назад не вызывали протеста и затруднений.

Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.

Развитие каждого малыша – индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/what-skills-should-a-child-of-4-years-physical-and-emotional-development-of-the-child-in-4-years-normally/

Развитие ребенка в 4 года: что должен знать и уметь

Что должен уметь ребенок в 4 года

Пришла пора подвести итоги очередного года жизни вашего малыша. Вспомните, каких успехов он добился за прошедший период, с чем отлично справляется самостоятельно, а где все еще нужна поддержка родителей? Сравните свои результаты с мнением специалистов по этому поводу и определите, каким сферам жизни вашего непоседы стоит уделить чуть больше внимания.

Каждый возраст характеризуется конкретным набором навыков и знаний, по которым можно сформировать общее представление об уровне развития крохи и вовремя сконцентрироваться на совершенствовании проблемных зон.

В 4 года ребенок ведет активную социальную жизнь: взаимодействует со старшими членами семьи, общается с ровесниками. Приходит время ролевых игр, которые все чаще разделяются по половому признаку – «дочки-матери», солдатики, «войнушка».

В этом возрасте дети очень подвижны и любознательны, с радостью осваивают новое, имеют свою точку зрения и могут отстаивать ее, стремятся к самостоятельности.

Поддерживайте и направляйте интерес ребенка, отмечая его пристрастия и увлечения, принимайте участие в играх и учите правильному социальному поведению (уважать старших, уступать место пожилым людям, не обижать маленьких и т.д.).

В эмоциональном плане четырехлетки уже умеют распознавать свои чувства и правильно называть их, но иногда все же могут не справляться с настроением, и тогда капризы неизбежны. Помогите малышу успокоиться и только потом обсудите ситуацию. Позвольте ребенку самому сделать правильный вывод – так он вынесет верный урок из случившегося. Не забывайте поддерживать в детях веру в себя и свои силы, хвалите за маленькие победы и не отказывайте в помощи.

Нормы развития ребенка в 4 года

Если говорить обобщенно, то у детей в 4 года:

  • средний вес – от 14,1 кг до 18,5 кг см
  • средний рост – от 98,5 см до 107,4 см
  • 20 молочных зубов
  • 27-й размер обуви
  • 28/30 размер одежды

Ребята четырех лет хорошо контролируют свои движения, могут держать равновесие, обожают подвижные игры, но уже проявляют большую усидчивость и сосредоточенность, чем раньше.

Что должен знать ребенок в 4 года

Каждый малыш уникален и развивается по собственной, индивидуальной программе, заданной природой. И вместе с тем, можно более конкретно сказать, что должен знать ребенок четырех лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, а также имена родителей и ближайших родственников;
  • свой возраст и показать его на пальчиках;
  • пользоваться около 1500 слов, составлять предложения из 7-8 слов;
  • вести диалог, отвечать на вопросы;
  • отличать предметы по форме, весу, размеру;
  • цвета;
  • цифры, учится считать;
  • все фрукты, ягоды и овощи;
  • коротенькие стихи, песенки и сказки;
  • предметы одежды и последовательность их надевания;
  • некоторые буквы;
  • животных, водных обитателей и насекомых, а также звуки и движения, характерные им;
  • где находятся нужные ему предметы в доме;
  • времена года, угадывает по картинкам.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Приведем примерный список навыков и умений ребенка четырех лет:

  • концентрировать внимание в среднем на 15 минут;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • запоминать последовательность движений в упражнениях и танцах;
  • найти различия и сходства на картинках;
  • пользоваться вилкой и ножом по назначению;
  • чистить зубы и умываться;
  • убирать за собой посуду;
  • собирать свои игрушки;
  • пользоваться горшком или унитазом;
  • самостоятельно обуваться, одеваться и раздеваться (степень владения навыком зависит от количества одежды, наличия сложных застежек на одежде и обуви);
  • ходить по лестнице, бегать, прыгать с невысоких предметов, кататься с горки, возможно, освоил беговел или велосипед;
  • строить домики, башни из конструктора, собирать крупные пазлы;
  • рисовать людей, простых животных (кот, собака), дом, дерево, солнце, базовые геометрические фигуры;
  • играть в компании других детей, участвовать в ролевых играх;
  • лепить из пластилина;
  • учится правильно держать ручку, карандаш, кисть;
  • завязывать узлы, застегивает молнии, пуговицы;
  • владеть ножницами.

Как видите, довольно приличный перечень того, что должен уметь ребенок 4-х лет. Но не спешите расстраиваться, если ваше чадо еще не успело освоить какие-то пункты. Возможно, некоторые занятия ему просто не по душе, зато он преуспел в чем-то другом.

Не торопитесь показать ему все и сразу, выбирайте по 1-2 дела и упражняйтесь – сначала вместе, а потом постепенно передавая ведущую роль малышу. Старайтесь не зацикливаться на необходимости срочно обучить ребенка, получайте удовольствие от совместного досуга и не уставайте повторять, что верите в свое сокровище.

Вот увидите, успех гарантирован!
Бывает, к мальчикам 4 лет предъявляются более высокие требования, чем к девочкам. Аргументы сомнительные: «мужчины не плачут», «будь мужчиной», «это не по-мужски» и пр.

Безусловно, планка воспитания должна быть высокой, но это относится, скорее, к самим родителям, чем к их крохе. Ваши завышенные ожидания неизвестны ребенку, поэтому подобные фразы могут подорвать его веру в себя и, заодно, в любовь мамы и папы.

Сомнительная основа для взращивания настоящего мужчины, правда? Относитесь с пониманием к своему сыну, показывайте отцовский пример правильного мужского поведения. Напоследок, перечислим отдельно, что еще должен уметь мальчик в 4 года:

  • озорничать, шалить и много двигаться;
  • уважительно относиться маме и другим женщинам – уступать место, предлагать помощь;
  • помогать папе в его мужских делах;
  • интересоваться мальчиковыми занятиями и игрушками;
  • здороваться за руку;
  • играть в подвижные спортивные игры.

Для того, чтобы ваш малыш постиг как можно больше нового, помните о главном – создайте условия для его спокойного, гармоничного и всестороннего развития. Основа этого – безусловная любовь к нему.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-4-goda/

Что должен уметь ребенок в 4 года: моторика, мышление и речь

Что должен уметь ребенок в 4 года

В этом возрасте совершенствуется система восприятия мира. Уже можно определить, какой информационный канал у ребенка развит сильнее: аудиальный, визуальный или кинестетический. Одни четырехлетние дети днями могут слушать музыку, аудиосказки, бабушкины истории.

Другие подолгу могут созерцать, как работает какое-то устройство, рассматривать картинки, рисовать. Третьи любят вертеть, щупать, гладить, крутить, разбирать игрушки на детали, лепить из пластилина.

Дети этого возраста различают часть и целое, хорошо выполняют задания по образцу. Но им трудно дается отбор информации, они пока не вычленяют главное и второстепенное, теряют логическую цепочку событий.

Алогичность мышления и поступков в этом возрасте говорит о том, что у детей сильно развито воображение, они по-своему мыслят мир.

Моторные навыки ребенка 4 лет

  • Что должен уметь ребенок в четыре года, осваивая крупную моторику?
  • Быстро бегает, ловко меняет направление движения, может резко останавливаться.
  • Ездит на двухколесном велосипеде с поддерживающими боковыми колесами, некоторые дети могут ездить без поддержки.
  • Ходит задом наперед, боком, на пятках, на цыпочках, при этом хорошо держит равновесие.

  • Чередует бег с прыжками, хорошо подпрыгивает, преодолевает препятствия.
  • Прыгает с места и разбега, на одной и двух ногах.
  • Может простоять на одной ноге от 5 до 10 секунд.
  • Ловко поднимается, спускается по ступеням, взбирается по висячей лестнице.
  • Пробует самостоятельно раскачиваться на качелях.
  • Умеет делать кувырок вперед.

Интеллектуальное развитие

Малыш в 4 года должен уметь:

  • складывать пазлы из 4-6 частей;
  • различает предметы по признакам;
  • умеет считать до 10 в правильной последовательности;
  • узнает в тексте цифры и буквы;
  • пробует писать цифры и буквы;
  • знает основные геометрические фигуры, пробует их рисовать;
  • может определить положение объекта в пространстве: спереди, сзади, сбоку, сверху, снизу, над, под, посредине;
  • может путать правую и левую сторону;
  • сравнивает предметы, разграничивает их по признаку: большой/маленький, узкий/широкий, короткий/длинный, легкий/тяжелый, мягкий/твердый;
  • рисует, лепит, строит из конструктора по схеме;
  • хорошо видит недостающие детали, элементы в предметах;
  • обобщает слова, называет группы предметов;
  • находит лишнее среди однородных предметов;
  • видит путаницу в картинках, исправляет ошибки;
  • определяет времена года по рисунку и описывает погоду;
  • запоминает логические пары слов;
  • умеет подобрать антонимы, иногда с подсказкой взрослых;
  • запоминает текст на слух;
  • знает названия домашних и диких животных;
  • называет овощи и фрукты;
  • знает названия распространенных цветов и деревьев.

В этом возрасте дети любят пазлы, мозаику, конструктор. Также в игровой форме можно использовать различные пособия для занятий: карточки с предметами, словами, цифрами, геометрическими фигурами, игры-ассоциации. Они развивают память, внимание, воображение, логику.

Особенности детского мышления

  • Образное мышление. В этом возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление постепенно переходит в образное. Это значит, что ему уже не обязательно видеть и держать предмет в руках, чтобы думать о нем. В 4 года малыш умеет использовать зрительные образы, которые заложены в памяти. Так зарождается абстрактное мышление.
  • Память и эмоции.

    Дети намного лучше запоминают то, что их впечатляет. Чем больше позитивных эмоций, тем больше откладывается образов и впечатлений. Эмоциональная память играет важную роль в психическом, интеллектуальном развитии ребенка.

  • Концентрация внимания. Дети этого возраста пока что не способны длительно воспринимать информацию.

    Интеллектуальную деятельность нужно чередовать с активными, подвижными играми. В этом возрасте еще возникают трудности с письмом и чтением, потому что малышу не хватает усидчивости, концентрации внимания на одном объекте длительное время. Также его внимание избирательно, то есть он будет увлечен тем, что ему интересно.

    Уже в этом возрасте можно наблюдать таланты и врожденные способности детей.

В четыре года четко сформировано предпочтение правой руки, гораздо реже — левой. Нужно стараться развивать обе руки. Ведь мелкая моторика способствует интеллектуальному развитию. Левое полушарие — это логика, анализ, речь.

Правое — воображение, символы, пространственная ориентация, творческое мышление. Если ребенок левша, не рекомендуется корректировать и приучать его писать правой рукой. В редких случаях моторные навыки обеих рук развиты одинаково хорошо.

Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек

Девочка в этом возрасте обычно (но далеко не всегда!) говорит лучше, у нее четкая артикуляция, богатый словарный запас, меньше дефектов речи. Мальчик лучше ориентируется в пространстве, у него хорошая зрительная память, он ловко и быстро двигается.

Есть мнение, что эта разница объясняется более ранним развитием левого полушария у девочек, а правого — у мальчиков. Также заметны отличия в весе и росте. У мальчиков больше мышечной массы, более крупная костная система. Средний вес мальчиков: от 15 до 18 кг, средний вес девочек: от 14,5 до 17,5 кг.

Средний рост мальчиков: от 98,5 до 105,5 см, девочек: от 98 до 104 см.

Речевое развитие

Какие навыки ребенка в 4 года уже сформированы? Как происходит процесс усвоения родной речи?

  • Совершенствуется фразовая речь. Ребенок уже свободно владеет навыком построения простых синтаксических конструкций. В его предложении может насчитываться от 3 до 8 слов. Повседневное общение, игра со сверстниками стимулирует развитие устной речи. Малыш пока не умеет строить сложноподчиненные конструкции с союзами «потому что», «когда», «если». Старается разбивать конструкции на два простых предложения. Активно использует вопросительные слова: что? зачем? почему? кто? когда? как?
  • Диалоговая речь. Малыш уже умеет произносить монологи и рассказывать о своих впечатлениях. Но лучше речь ребенка развивается в диалоге, когда есть коммуникативная потребность что-то донести или что-то понять. Особенно это важно во время игр со сверстниками. Если у ребенка выраженные дефекты речи, это будет мешать ему в общении, поскольку понимать его смогут только близкие люди. В этом возрасте малыш называет свое имя, фамилию, возраст, имена и профессии родителей, место проживания. Он уже может ответить на вопросы такого типа: куда ты идешь? что ты ел утром? какой у тебя любимый мультфильм?
  • Освоение частей речи и лексики. В 4 года малыш знает около тысячи слов. Он активно использует в речи имена существительные, которые составляют половину всей активной лексики. Также ребенок запоминает новые глаголы и прилагательные, знаком с числительными до десяти, правильно употребляет предлоги. В 4 года дети умеют согласовывать существительные и прилагательные по числу, роду, правильно ставят падежные окончания. Для успешного пополнения активного и пассивного словаря нужно читать с ребенком, общаться, играть в сюжетно-ролевые игры. В 4 года малыш должен узнавать предмет по словесному описанию, также он сам уже может описывать предмет, выражать свое отношение к нему.
  • Интонация, жесты, мимика. В большинстве случаев ребенок верно ставит ударение в словах. Его интонации становятся более выраженными, речь наполнена эмоциями. Также развивается мимика и жесты малыша. В этом возрасте он хорошо копирует взрослых, но также на темп речи и силу голоса влияет врожденный темперамент. Некоторые дети говорят чисто и хорошо, но мало. Другие, наоборот, произносят сто слов в минуту, много жестикулируют, но понять их трудно.

В четырехлетнем возрасте чаще всего начинают обращаться к логопеду, если у малыша ярко выражены дефекты речи и нет положительных изменений. Логопед сначала ставит шипящие, свистящие, затем сонорные — «р» и «л». Также учит ребенка артикуляционной гимнастике, дает упражнения на развитие мелкой моторики.

Что может ребенок в 4 года? Малыш хорошо владеет собственным телом. Моторные навыки расширяют познавательные возможности. У малыша формируется образное мышление, интенсивно развивается память, воображение, концентрация внимания, устная речь, способность к письму и чтению. Также в этом возрасте появляется личная мотивация, увлеченность любимым делом, проявляются способности и таланты.

Источник: http://kids365.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.