Как научить ребенка слушать и слышать

Содержание

Советы психолога родителям, как научить ребенка слушаться

Как научить ребенка слушать и слышать

С проблемой непослушания любимого чада сталкиваются многие родители. Наверное, каждая семья переживала моменты, когда на фоне полного эмоционального благополучия, малыш начинает кричать, плакать, падать на пол, проявляя протест против той или иной ситуации. Особенно неловко становится родителям, когда подобные проявления случаются в общественных местах.

Каждый ребенок переживает несколько периодов непослушания

Почему ребенок капризничает, как правильно реагировать на детские капризы и, как научить ребёнка слушаться – об этом мы и поговорим в нашей статье.

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности — это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.

Детское упрямство начинается с полутора лет

При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:

  • плохо себя чувствует;
  • нуждается в приеме пищи или сне;
  • манипулирует родителями;
  • капризничает с целью привлечения к себе внимания;
  • оказался в незнакомой обстановке;
  • испытывает страх перед, чем либо;

Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо

Детский негативизм — проявление осознания себя как личности

Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.

Не стоит при первых признаках непослушания пользоваться родительским авторитетом, тем более применять физическую силу. Подобная тактика общения, впоследствии, может привести к замкнутости ребенка, либо к отчуждению во взаимоотношениях между родителями и малышом.

Совет психолога — не надо сразу вешать на малыша ярлык «плохого» ребенка

Как правильно реагировать на детские капризы

В воспитательном процессе очень важно найти золотую середину, чтобы не навредить психике ребенка, но и не потерять родительский авторитет. Как это сделать правильно?

Суть «золотого правила» заключается в том, что с ребенком нужно научиться договариваться — это не значит, что необходимо идти у него на поводу, выполняя его прихоть по первому требованию.

Ребенок имеет право на ошибки как и все люди

Вспомните себя в детстве, на любое слово «нельзя» всегда хотелось «сделать с точностью, да наоборот» дабы утвердиться и показать свою независимость перед родителями. Поэтому и нынешние дети, на любые запреты со стороны взрослых, начинают отвечать протестом, родителям не всегда это нравится, и они переходят на повышенный тон – подобные действия только усугубляют ситуацию.

Мудрые, уважающие своих детей родители, должны научиться реагировать на протесты своих детей спокойным, требовательным тоном и поведением. Слово «нельзя» обязательно должно сопровождаться разъяснениями «почему».

Советы родителям: главное — спокойствие

Да, конечно же, с первого раза сделать это будет весьма сложно. Но прежде, чем научить ребенка послушанию, родители сами должны научиться правильно реагировать на его негативное поведение.

Первое время, особенно импульсивным родителям, тяжело будет сдерживать свой гнев и сохранять спокойствие, но и малышу не легко справиться со своими эмоциями.

Помните, разница между вами в том, что вы – взрослый человек, умеющий контролировать свое поведение, а ребенок – маленький, он только учится это делать.

Как научить ребенка послушанию

Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: «Как научить ребенка слушаться», но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.

10 правил для родителей, как научить малыша слушаться

Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда. Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?

  • Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому «действуя на публику» они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
  • Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном.  Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
  • Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
  • Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
  • Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
  • Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы «перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку» — негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.

Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь — тогда всегда можно договориться

Необходимо помнить, что каждый малыш индивидуален и одна и та же ситуация требует от взрослых особого подхода.

Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-slushatsya.html

Как научить ребенка слушаться и слышать родителей

Как научить ребенка слушать и слышать

Нередко перед родителями встает следующая проблема воспитательного характера: как научить своего ребенка слушать, а также слышать, что говорят взрослые, как добиться понимания с его стороны?

  • Нюансы обучения
  • Практические тренировки
  • Отзывы и комментарии

Обучение послушанию — продолжительный процесс

Нужно отметить, что послушание нельзя получить за одну лишь минуту. Как научить ребенка слушаться родителей? Существует целый ряд правил, следование которым поможет научить малыша послушанию.

Нюансы обучения

Не стоит ребенку во всем отказывать

  1. Уважение к личности малыша.
    Ребенок уже с самого начала своего жизненного пути имеет полное право на свое собственное пространство и свободу, не стоит забывать о том, что он маленькая личность. Для того чтобы научить кроху слушаться, родителям и самим надо научиться слышать своего малыша, смотреть иногда на ситуацию его глазами. Хорошо при этом помогает техника активного слушания: проговаривание чувств малыша, описание проблемы как с его точки зрения, так и с точки зрения родителя.
  2. Учитывайте возраст малыша.
    Не требуйте от своего ребенка полного повиновения в 2 года. В данном возрасте он еще не может осознавать себя как отдельного маленького человечка, часто идентифицирует свои стремления со стремлениями взрослых людей. Не стоит полностью все запрещать ребенку, как только в нем проснется любопытство ко всей окружающей среде. Во всяком случае, если малыш заинтересовался каким-то небезопасным для его жизни предметом, всегда можно взять и переключить его внимание на другую вещь.
  3. Будьте последовательны.
    Если вы четко установили в своем доме какое-то правило, не стоит его отменять без веских на то причин. В том случае когда с ребенком были обговорены рамки его поведения, а он их нарушил, то это должно в итоге привести к определенному наказанию. Если родители сами отступают от своих же правил, у ребенка может возникнуть ложное чувство власти, он теряет контроль над своими поступками. Также не стоит выполнять за ребенка именно его личную работу.
  4. Будьте авторитетом для малыша.
    Именно родители – это те люди, с которых дети берут пример. Кроха полностью впитывает ваши принципы и жизненные ценности, слова и поступки. Построить с малышом доверительные и хорошие отношения не так уж и сложно: следует правильно организовывать свой семейный досуг, постоянно придумывать интересные общие развлечения. У семейной пары не должно быть разногласий и споров по поводу воспитания своего малыша. Если же конфликтная ситуация произошла, то необходимо прийти к общему решению при самом ребенке.
  5. Разговаривайте нужным тоном.
    Иногда грубые, строгие и приказные интонации в голосе способны лишь усугубить положение, ведь нередко проказы малыша – это именно протест против чересчур сильного давления со стороны родителей. А вот мягкий, спокойный и доверительный голос может успокоить ребенка. Если в тоне взрослых он будет слышать поддержку, а также уважение к собственной персоне, то это подарит ему такое важное ощущение безопасности.
  6. Делайте акцент на хороших поступках.
    Детям важно внимание, полученное от взрослых. При этом не так важно, каким образом они его добьются, хорошими или плохими поступками. Надо акцентировать свое внимание именно на положительных действиях малыша, ведь при концентрации родителей только лишь на плохом, малыш получает сигнал, что именно такое поведение становится верной возможностью по привлечению всеобщего внимания.

Как научить ребенка слышать тебя за 7 дней: РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ!Как Научить Детей Слышать и Слушать. Ольга КононенкоЛекция «Как научить ребенка слушать и слышать других?»

Еще правила, которых следует придерживаться:

  • давайте малышу максимум физической свободы;
  • проявляйте терпение, не злитесь, если ребенок не смог понять вас с первого раза;
  • почаще хвалите своего малыша;
  • ищите его способности и развивайте их;
  • проводите со своим чадом беседы по душам, пусть расскажет, как у него прошел день.

Практические тренировки

Как сказал родитель, так и должен сделать

Стоит заранее договориться с ребенком о том, что свои просьбы вы повторяете ему только два раза. Третье повторение приведет для него к неблагоприятным последствиям, при этом нужно обговорить заранее, к каким же именно.

Иногда можно позволять малышу ошибаться и забывать.

Можно договориться, что только он сам будет решать, что ему надевать на улицу, и не вмешиваться в это. Иногда малыш может выйти во двор в тапочках, а затем осознать ошибку и вернуться, чтобы переобуться. Важно запастись терпением, ведь так мы помогаем получить малышу новый навык.

Свои слова подкрепляйте всегда действиями. Если вы говорите «через пять минут я ухожу домой», то, действительно, через пять минут следует встать и уйти в направлении дома, давая возможность малышу догнать вас и пойти рядышком.

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-slushat-i-slyishat.html

Профилактика истерик. Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?

Как научить ребенка слушать и слышать

Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется — профилактика истерик, и главные направления здесь следующие.

Подумайте о причинах

Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина — или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимание: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. В частности, поскольку истерика — это ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах ошибочного поведения.

Важен ваш пример

Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак — очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми — ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

Приучение ребенка вас слушать и слушаться — один из необходимых моментов, помогающих родителям (воспитателям) приучать ребенка к хорошему.

Шире — это просто метод, усиливающий влияние на ребенка, и в руках взрослого с задачами, далекими от воспитания, может привести к антипедагогическим результатам. Результаты применения этого метода зависят от того, в чьих он руках: от целей и умения того человека, который этим методом пользуется.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Приучайте ребенка последовательно, в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм — «Семь шагов».

Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.

Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? — Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! — Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он приучается вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.

Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше — прибегать, и сразу.

Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали — он должен придти.

Сразу не идет — повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!» — и поцеловать!

Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.

Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные.

Приучите ребенка к слову «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже.

Это важно!» — то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!

Шаг 4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.

Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.

Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка — сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен.

Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин — скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания.

Постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).

Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться — перед вами уже взрослый человек. Вы воспитали взрослого, ответственного человека!

Успехов вам! дисциплина, истерика, воспитание, дети, психология, поведение

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/35165/

Большой Ух или как научить школьника слушать

Как научить ребенка слушать и слышать

Мы, вместе с бабушками и дедушками, считали нашего сына умным и послушным парнем, и для нас было большим сюрпризом, что в школе нашего мнения не разделил любимый педагог.

Как оказалось, наш мальчик довольно рассеян, и хотя он уже многое знал и умел на момент поступления – и читать, и писать, но в школе он, почему-то, не успевал заканчивать задания вовремя. Мы долго искали решения проблемы сами, пока не обратились за помощью к школьному психологу.

Спасибо специалисту, подсказавшему, где скрывается проблема и как ее можно решить. Умение слушать, вот имя нашей проблемы, и именно над этим навыком предстояло усиленно трудиться. Начали наш почти титанический труд с приятной разминки – мультфильма про трогательного волчонка и необычного ушастого зверька.

Примерно эти же проблемы мы с сыном и решали на протяжении трёх месяцев, то шум леса нам мешал делать домашнее задание, то космические соседи не давали сосредоточиться.

https://www.youtube.com/watch?v=HRdcgxGm0S4

В этой статье я хочу рассказать о поиске решений и результатах нашей совместной с сыном работы над развитием такого важного умения, как слушать. Мы рассмотрим следующую информацию:— почему дети слышат, но не слушают;— краткие советы на каждый день;— развиваем умение слушать при выполнении домашнего задания;

— три дорожных упражнений для развития слуха.

Почему дети слышат, но не слушают.

Когда дети готовятся пойти в школу, их чаще всего пытаются научить читать и писать. Хотя, как показывает практика, большую часть времени урока в начальной и средней школе, школьник должен слушать учителя.

Только внимательно слушая, школьник сможет запомнить и выполнить задание, обычно в письменной форме. Поэтому ребенку, у которого есть даже небольшие нарушения обработки слуховой информации, приходится очень нелегко.

Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Когда мы слушаем, наш мозг работает. Например, мы можем выбирать, на какие звуки обращать внимание, а на какие нет (шум часов, звонок мобильного телефона).

Человек может осознавать то, что слышит, благодаря возможности мозга соединять звуки с той информацией, которой владеет.

Если эта последовательность нарушена, то возникают проблемы с восприятием информации на слух – ребенок пересказывает обрывками и не в полном объеме не только услышанный текст, но и текст, прочитанный самостоятельно.

Это можно объяснить тем, что ребенок не понимает смысл услышанного также, как не может расшифровать прочитанный текст. Поэтому тренируя умение ребенка воспринимать речь, мы автоматически тренируем и умение быстро схватывать прочитанную информацию.

Краткие советы на каждый день.

Совет 1. Не называйте ребенка по имени, если ваша цель привлечь его внимание. Имя часто произносят перед воспитательной экзекуцией, поэтому ребенок может предположить, что его сейчас будут ругать и тогда он специально не станет обращать на вас внимание.

Совет 2. Перед тем, как заговорить с ребенком, обязательно установите зрительный контакт, даже если вы не спрашиваете его, а сами рассказываете что-то или отвечаете на его вопрос.

Совет 3.  Разговаривайте крайне дружелюбно и спокойно. Если будете говорить раздраженно или резко, ребенок закроется и не захочет вас слушать.

Совет 4.  Если нужно подчеркнуть важность информации, говорите не громче, а медленнее и четче. Чтобы ребенок успевал визуализировать вашу речь, используйте короткие и простые предложения.

Совет 5. Всегда заканчивайте свои предложения, не оставляйте недосказанных слов. Это поможет предотвратить путаницу и сделать общение осмысленным.

Развиваем умение слушать при выполнении домашнего задания.

Существует множество методик, направленных на совершенствования навыка восприятия информации на слух. Предложу вашему вниманию практический пример, как совместить выполнение домашнего задания и тренировку умения слушать.

Подготовительный этап. Не перегружайте сознание ребенка потоком информации, например: «Давай найдем твой дневник, нам ведь нужно проверить, записал ли ты домашнее задание.

Ты ведь записал? А где твои тетради? Опять фантики от конфет в рюкзаке, у вас что, урны в классе нет? Ты, кстати, показывал ребятам свою игрушку? Почему ты снова не успел всё записать в дневник? Опять природоведение? Ну это безобразие какое-то! Очень важно записывать домашнее задание, ну и кому мне теперь звонить, кто был в классе, кого не было?» Это слишком много информации сразу. Таким объемом можно сбить с толку и взрослого. Ваша цель – помочь с заданиями и научить слушать. Говорите медленно и кратко. Вот как примерно это должно выглядеть: «Найди, пожалуйста, дневник. Ты всё успел записать? Хорошо, делай математику – упражнение 3 на странице 45. Ваня был в школе? Хорошо, я позвоню ему, уточню задание по природоведению». Проблема детей с плохо развитой способностью слушать заключается в медленной реакции – им сложно переводить слова в мысленные образы.

Основной этап. После каждой фразы, обращенной к ребенку, дождитесь ответа или реакции. Не спешите сами и не подгоняйте ребенка.

Если ребенок начинает канючить, стоит поддержать его, выказав понимание его чувствам, например: «Да, я понимаю, что тебе тяжело писать грамотно, но мы будем тренироваться, и у тебя обязательно получится».

Если ребенок начал действие, которое вы от него ожидали, обязательно похвалите за конкретные поступки, например: «Ты очень внимательно написал это предложение — ошибок нет».

Если видите растерянность ребенка или неоднократное повторение одной и той же ошибки – держите себя в руках, не повторяйтесь. Если часто повторять просьбы или указания, мозг ребенка не получит сигнала слушать вас внимательно. Вместо бесконечных повторов, необходимо:

— установить зрительный контакт с ребенком, даже если придется подождать его внимания;

— дать указание кратко;

— после трех предложений попросите его повторить услышанное – только так вы будете уверены, что ребенок не только услышал, но и понял;

— выделяйте ключевые слова и в случае крайней необходимости повторите их, а не все предложения.

Заключительный этап. Вначале оговорите порядок дальнейших действий, а затем позвольте ребенку проявить инициативу или самостоятельность. Например: «Мы закончили все уроки. Сейчас нужно сложить пенал в рюкзак, а книги и тетради в тумбочку. Чем займешься ты?». Четкие визуальные образы и варианты действий помогут удержать внимание ребенка на высоком уровне.

Вот так, шаг за шагом работая над домашним заданием, вы параллельно сможете развить такие важные качества, как внимательность и собранность.

Три дорожных упражнений для развития слуха.

Этими играми – упражнениями мы обычно занимаемся, когда идем или возвращаемся со школы. Сыну нравится шутить, а мне нравится тренировать его слуховую память.

Упражнение первое. Голодный крокодил.

Я называю предложение из 4-5 слов. Затем одно из слов упускаю, при следующем повторе теряю еще одно. Хочу привести пример: «По пыльной дороге скакал серый заяц. Шел голодный крокодил, взял и слово проглотил. По дороге скакал серый заяц. Ты запомнил, какое слово съел крокодил?»

Упражнение второе. Театральная репетиция.

Я предлагаю простое предложение из четырех слов. Затем сыну необходимо менять слова местами, одновременно изменяя интонацию. Например: «На диване сидел кот. Кот сидел на диване? Кот сидел на диване! Сидел кот на диване?!».

Упражнение третье. Обменный пункт.

Суть упражнения в запоминании простого предложения и его вариантов. Услышав предложение, нужно подобрать одно слово, близкое по смыслу, которое можно изменить, не изменив смысла предложения. Следующий раз меняется еще одно слово в уже измененном предложении. Например: «На диване сидел кот. На кровати сидел кот. На кровати лежал кот. На кровати лежала кошка».

Мы с сыном уже привыкли заниматься этими упражнениями в дороге. Для тех случаев, когда кто-то из нас допускает ошибку в упражнении, мы придумали наказание – три прыжка на месте. Если кто-то из нас сделал всё верно, тогда он загадывает следующее предложение. Мы искренне радуемся общению друг с другом и получаем удовольствие от наших лингвистических шалостей.

Очень надеюсь, что советы по тренировке умения слушать у школьников заинтересовали вас. Я искренне желаю вам сотрудничества с детьми в таком нелегком деле, как учеба. Успехов вам!

Елена Князева-Гладуш

Источник: http://zavodila.com/otdyx/psychology/semejnaya/bolshoj-ux-ili-kak-nauchit-shkolnika-slushat/

Как научиться слышать своего ребенка ⋆ Онлайн-журнал для женщин

Как научить ребенка слушать и слышать

Мой старший сын с детства был немногословным. Обычные домашние диалоги ограничивались дежурными словами: «да», «нет», «нормально».

Но бывали случаи, когда он громко и эмоционально начинал описывать текущие ситуации, возмущаться из-за чьих-то поступков или долго о чем-то рассказывать. По иронии судьбы эти случаи приходились на моменты моей усталости, занятости или плохого самочувствия.

Но я четко понимала, что, несмотря ни на что, нужно слушать своего ребенка, причем слушать активно. Другого шанса услышать своего сына может и не быть.

Слушать ребенка можно по-разному. Многие родители признаются в том, что часто пропускают мимо ушей то, что говорит ребенок.

Конечно, на это всегда есть причины, но специфика слушания в ситуативности: ребенка нужно слушать в тот момент, когда он хочет говорить, а не тогда, когда нам это удобно.

Если вернуться к разговору через некоторое время, то можно столкнуться с нежеланием ребенка повторить свой монолог, а несколько неудачных попыток высказаться перерастут в устойчивое нежелание ребенка делиться с родителями своими переживаниями.

Взрослея, дети начинают воспринимать разговоры с родителями как нечто ненужное. Подросток сам все знает и умеет, он готов на любые поступки и не нуждается в советах родственников. Тем более что чаще всего (нужно это признать) беседы с ними взрослых перерастают в чтение нотаций. Часто родители не понимают проблем подростков.

Некоторые дети делятся своими переживаниями в дневниках, социальных сетях или со сверстниками. Но признать то, что твой ребенок тебе не доверяет, больно. Чтобы вырваться из этой западни, нужно стать другом своему ребенку. И прежде всего – научиться активно его слушать.

Активное слушание

Активно слушать – значит «принимать и возвращать» собеседнику часть информации, делая акцент на чувства, называя их.

Технология этого метода заключается в том, что родитель повторяет последнюю фразу, сказанную ребенком. Важно при «завязывании» диалога обозначить чувства ребенка: злость, грусть, страх, радость.

Если фраза неверная или вы не поняли эмоций ребенка, то он обязательно вас поправит.

Вот несколько примеров:

Пример 1.
Дочь пришла из школы, бросила портфель. Дочь: «Я хочу уйти из этой школы».

Мама: «Ты не хочешь больше ходить в школу?»

Пример 2.
Пятилетний сын бежит к маме в слезах. Сын: «Он отнял у меня машину».

Мама: «Ты так сильно расстроился, потому что твой друг взял машину?»

Пример 3.
Девочка-подросток собирается гулять. Дочь: «Я не буду носить эту уродливую куртку».

Папа: «Тебе так сильно не нравится куртка, что ты считаешь ее уродливой?»

В этих примерах есть направление на диалог, а также понимание ребенком того, что он услышан родителем. Возможно, что в первом случае дочка начнет рассказывать о проблемах. Пятилетний ребенок поправит, что не расстроен, а рассержен. А дочка-подросток объяснит папе, что ей не просто не нравится куртка, а она ее раздражает из-за цвета, фасона, длины.

Многим родителям привычнее отругать ребенка за капризы, призвать к ответственности или прочитать лекцию о дружбе, давая понять, что для них не важно, что чувствует ребенок.

Активное слушание показывает ребенку главное: «Я слышу тебя и принимаю все сказанное». Сочувствие родителей окажет поддерживающее воздействие на детей.

Как научиться слышать ребенка

Сделать диалог продуктивным – научиться слушать и слышать своих детей – помогут простые правила.

Правило №1: Глаза в глаза. Поворачивайтесь лицом к детям. Постарайтесь, чтобы лицо ребенка было на уровне вашего лица: присядьте рядом, посадите малыша на колени, подвиньте близко стул к столу.

Избегайте ситуаций, когда общение происходит из соседних комнат или во время разговора с ребенком выполняются какие-либо дела.

Контролируйте наличие закрытых жестов, сигнализирующих ребенку о вашем нежелании общаться: скрещенные руки, полуразворот в сторону двери и др.

Правило №2: не мучайте расспросами расстроенного ребенка. Если ребенок подавлен, то реплики типа «Что случилось?» не разъяснят обстановку. Лучше всего использовать утвердительные реплики, показывающие, что родители и дети настроены на общую волну.

Например:
Дочь: «Я больше не дружу с Леной».
Мама: «Я вижу, что ты переживаешь».

Фраза мамы дает понять, что она понимает эмоциональное состояние дочери и бережет ее личное пространство. Если бы мама начала расспросы, то спугнула бы желание девочки все рассказать. Ребенок боится того, что родителей волнуют только факты.

Правило №3: выдерживайте паузу. Ограничивайтесь репликами, повторяющими последние слова ребенка, и слушайте его. Паузы помогут ребенку сосредоточиться, понять свои мысли и настроение.

Следите за выражением лица ребенка: оно может показать, что ребенок не готов слушать ваши замечания. Если же ребенок смотрит на вас вопрошающе, то нужно реагировать утверждающей репликой.

Если ребенок отводит глаза, рассматривает предметы, то он находится в раздумье. Не мешайте ему думать.

Правило №4: заменяйте негативные слова позитивными. В порыве эмоций дети часто используют выражения с негативной эмоциональной окраской.

Не следует их повторять – замените их на более позитивные выражения с меньшим отрицательным содержанием. Слово «водиться» — словом «дружить», «уродливый» — «немодный» и т. д.

Верные слова, произнесенные взрослыми, правильно воздействуют на детей: пересказанная мамой или папой детская проблема уже не будет казаться столь трагичной.

Правило №5: не бойтесь ошибиться. Повторите ситуацию, не бойтесь что-то назвать неправильно – ребенок обязательно вас поправит. Но после своих замечаний он будет уверен, что вы все поняли правильно.

Правило №6: будьте искренни. Ни одна актерская игра не заменит искренней заинтересованности в проблемах детей. Дети интуитивно чувствуют ложь – помните об этом.

Техника активного слушания не постигается за один день. Не следует думать, что простой повтор фраз сотворит чудо. Самое главное – ваше желание общаться с ребенком, слушать и принимать его проблемы. Практикуя метод активного слушания, вы очень скоро поймете, что научились слышать и понимать своего ребенка.

Светлана Садова

Источник: http://www.ya-roditel.ru

Источник: https://top-cat.ru/kak-nauchitsya-slyshat-svoego-rebenka/

Как научить ребенка слышать с первого раза?

Как научить ребенка слушать и слышать

Психологи утверждают, что с наступлением холодов родители все чаще повторяют фразу «Надень шапку!», а дети все реже эту шапку надевают.

И возникают эти споры не из-за того, что ребенок не слышит, а из-за того, что он принципиально не хочет слышать.

Как сделать так, чтобы дети выполняли просьбы родителей? Мы решили поберечь детские уши и родительские нервы и выделили 5 способов говорить с ребенком так, чтобы он слышал все с первого раза.

1. Слезайте с трона великого Родителя

Слезайте, слезайте! Иначе ничего не выйдет. Когда ребенок совсем мал и только начинает ползать, все вокруг для него кажется огромным. Но природа устроила все таким образом, что самые близкие люди – мама и папа – практически все время первого года жизни носят малыша на руках, тем самым поднимая его обзор мира до уровня своего видения.

Как только ребенок начинает ходить, растет, приобретает свой характер и особенности поведения, многие родители забывают об этом метре разницы видения мира и с высоты своего полета смотрят на малыша и общаются с ним сверху вниз. Отсюда и речь родителя зачастую также принимает повелительный характер и приказной тон.

Ведь «кто, если не я его научит», «я же старше», «у меня жизненного опыта вагон, малыш, а ты еще такой маленький и наивный» и пр. Возможно, это действительно так. Но попробуйте спуститься на уровень своего малыша. Просто физически опустите свое тело и посмотрите ребенку в глаза.

Вы обязательно заметите, что фраза, сказанная с высоты своего родительского полета, и та же фраза, сказанная ребенку глаза в глаза, звучит совершенно по-разному. А точнее, отношение к восприятию данной фразы у ребенка меняется.

Попробуйте попросить ребенка убрать игрушки, не стоя франтом или крича с кухни, а глядя на него. Вместе посмотрите на хаус в детской, оцените беспорядок взглядом… Но обязательно вместе и обязательно глядя друг другу в глаза.

2. Будьте последовательны в своих просьбах

Помните о том, что ваш ребенок всегда будет вашим отражением.

Ему мало услышать вас, он должен увидеть, ощутить и воспринять сказанное через органы чувств и эмоционально.

Так, например, мама вместе с дочерью собираются уходить из гостей. Мама говорит своей дочке: «Лена, пора одеваться». Фраза была сказана глаза в глаза, и ребенок точно ее услышал. Но затем мамина подруга предлагает доесть пирог, посмотреть еще одну фотографию, записать рецепт того самого пирога…

В результате мама сама не одевается, тянет время, но при этом все повторяет и повторяет: «Лена, ты готова?» Ребенок видит, что мама еще даже и не начинала одеваться, и в следующий раз не станет прислушиваться к подобным просьбам, поэтому, если уже фраза была произнесена и услышана, действуйте в соответствии с тем, что было сказано ребенку, и сами показывайте пример.

3. Играйте

Игра – это удивительная штука. Вот, к примеру, ваш ребенок берет все игрушки, что есть в доме, бросает их на пол, бегает по ним, топчет и кидает.

Смотреть на это без успокоительных очень сложно, и сердце сжимается каждый раз, когда вы, молча, собираете игрушки в корзину, вздыхаете от бессилия и повторяете: «Убери игрушки!», затем – «Немедленно убери игрушки!», и наконец с раздражением – «Сколько можно уже тебя просить убрать игрушки?!» А если попробовать, например, и неожиданно понарошку заплакать, когда очередной медведь снова полетел на пол? И сказать: «Это же мишка, ему очень больно! Посмотри, мне кажется, он плачет вместе со мной». Разумеется, в 12 лет эти игры не пройдут, но на раннем этапе образ «плачущего мишки» надолго останется в сознании малыша. Дома наступит чистота и порядок. А ребенок услышит с первого раза.

Кстати, сказки тоже можно отнести к моменту игры. Рассказывайте и сочиняйте их вместе с ребенком, и пусть один из героев будет похож на вашего малыша.

Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.

4. Забыть слова «нет» и «нельзя»

Ребенок таскает в детский сад собачий корм и ест его на прогулке… Кажется, в этой ситуации без жестких запретов и слова «нельзя» не обойтись, но вы все-таки попробуйте.

Можно, к примеру, съесть чуть-чуть корма вместе с ребенком и потом плеваться весь вечер, сказать, что болит живот, тошнит и, видимо, это серьезное отравление.

Скорее всего, ребенок испугается, и это избавит его от вредной привычки, ну а вы обойдетесь без использования в своей речи раздражающих малыша слов «нет» и «нельзя».
Кстати, риторические вопросы, вроде «До каких пор ты будешь…?», тоже лучше забыть.

Психологи утверждают, что на подобные вопросы дети реагируют еще ярче. Таким образом, речь родителей должна быть положительна, конкретна и аргументирована, а также добра, но ни в коем случае не иронична.

5. Неожиданные повторения

Дети растут, но правила не меняются. Повторяйте то, о чем договаривались раньше, используя те же методы, но в других ситуациях, под другим ракурсом, в иных условиях и отличной от предыдущих эмоциональной среде.

Пожелания родителей обязательно будут услышаны и останутся с ребенком навсегда.

Жизнь подкинет много сложных вопросов, но подсознательно люди будут искать ответы на них, вспоминая то, о чем им когда-то говорили родители.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-nauchit-rebenka-slyshat-s-pervogo-raza/

Как научить ребенка слушать и слышать родителей: полезные советы

Как научить ребенка слушать и слышать

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос послушным. Но порой этого так сложно добиться! Малыш делает назло, игнорирует, требует, отказывается… Зачастую это обусловлено возрастными особенностями ребенка. Но если проблему не решать, то такое поведение может со временем стать привычкой, а затем – частью характера. Как же научить своего ребенка слушаться?

Возрастные особенности

Часто родители замечают, что ребенок стал непослушным и капризным в определенном возрасте. Это вполне закономерно и обусловлено возрастными кризисами, которые переживает каждый малыш на пути своего развития. В раннем детстве их можно выделить два.

  1. Кризис двух лет. Завершает собой младенческий период, формирует понимание ребенком таких важных моментов, как «я есть отдельно от взрослых», «я хочу». При этом своим неадекватным поведением ребенок испытывает взрослого, изучает его реакцию. Родителям важно не реагировать бурно и негативно на поведение ребенка, давать ему возможность пробовать принимать самостоятельные решения и видеть их последствия.
  2. Кризис 3 лет. Ребенок учится общаться с внешним миром, отделяется от матери, получает навыки самообслуживания и действий с предметами, учится выражать свои потребности с помощью речи. Малыш отказывается подчиняться, негативен по отношению к родителям, упрям, пытается сопротивляться семейным устоям. Он хочет, чтобы с ним считались, стремится все делать сам. Кризис завершает собой период раннего детства, ребенок учится вырабатывать стратегии поведения и принимать решения самостоятельно.

В такие периоды особенно важно, чтобы общение со взрослым происходило на равных во всех смыслах. Поэтому говорить с ребенком нужно не просто на его языке и интеллектуальном уровне.

Старайтесь в эти моменты опуститься физически: присядьте и обращайтесь к малышу. Он должен слушать вас, глядя вам в глаза. Сейчас ребенок наиболее остро нуждается в понимании, поддержке, любви, заботе взрослых.

Дайте ему это почувствовать.

Пойми меня

Чтобы научить своего ребенка слушаться, важно научиться понимать его. Что чаще всего родители делают, чтобы заставить малыша повиноваться? Кричат, угрожают, пугают бабайками, волками или бармалеями, забирающими непослушных деток. Да, это работает.

Но при этом ребенок слушается под действием страха, он ничему не учится, не делает вывода из ситуации.

Постепенно такая стратегия взрослых приводит к разрушению психологической связи с малышом, он утрачивает доверие к маме и папе, теряет уверенность в их помощи и защите.

Родители должны понимать, что в 2–3 года кроха еще просто не может целенаправленно делать им назло. Ведь его мозг еще не достаточно зрел, чтобы ребенок мог понимать, как взрослый воспримет его поведение, что будет испытывать, как отреагирует. Он научится этому только к 6–7 годам.

Поэтому как бесконечные наказания, так и постоянное потакание не дадут ему нужного опыта. Он либо станет безвольным, либо слишком «упертым». Чтобы получить необходимый опыт, малыш должен иметь возможность видеть самую разную реакцию на свои действия.

Родители должны научить его разным моделям поведения в конфликтной ситуации:

  • уступать, когда это обосновано;
  • запрещать, когда это необходимо;
  • действовать сообща;
  • спорить, отстаивать свою позицию;
  • переводить конфликт в игру;
  • договариваться, искать компромисс и т. д.

Помните, что в раннем возрасте психика малыша неустойчива. Часто заставить слушаться можно, переведя ситуацию в игровую форму или просто предложив веселую игру, переключая внимание на что-то другое, что заинтересует ребенка, мотивируя чем-то для него важным.

Быть мудрыми родителями

Именно родительская мудрость должна помочь взрослым справиться с непослушанием. Порой это бывает непросто. Приведенные ниже рекомендации помогут родителям.

  • Контролируйте свои эмоции. Важно не накричать, чтобы «заткнуть» ребенка, а постараться его понять и помочь. Проговаривайте с малышом, что он чувствует в данный момент, предлагайте варианты решения. В момент конфликта спокойный тон гораздо эффективнее криков.
  • Чаще играйте с ним вместе. Так вы станете намного ближе, он почувствует в вас друга. При этом вы сможете отследить какие-то проблемные моменты, ведь в сюжетно-ролевых играх детки на место главного героя обычно ставят себя, наделяют его своими качествами, переживаниями.
  • Будьте терпеливы. С первого раза может ничего не получиться. Нужно быть последовательными в своих действиях. Ребенок должен понять, что вы с ним искренни и хотите помочь, а не оттолкнуть.
  • Чаще хвалите кроху за малейшие успехи, за послушание. Это сделает его увереннее, даст понимание того, что к хорошему поведению нужно стремиться.
  • Действуйте последовательно. Высказывая какое-то требование, ведите и себя соответственно, подавайте пример. Не делайте сами того, что запрещаете.
  • Забудьте строгие запреты («Нельзя ни в коем случае!») и риторические реплики («Ну сколько можно, ну до каких же пор!»). Вместо этого, если запрет все-таки необходим, разъясняйте ребенку, почему нельзя, к чему это приведет. Запретов не должно быть слишком много. Только те, которые действительно предостерегают от какой-либо угрозы или опасности. Иначе ребенок запутается в бесконечных «нет».
  • Если запрет установлен, не уступайте ребенку ни под каким предлогом. Этой же стратегии должны придерживаться и остальные члены семьи. То, что запретила мама, не разрешит ни папа, ни бабушка. Тогда у малыша не останется возможностей для манипуляции. Пусть пока и не до конца осознанной. Со временем она перерастет в привычную.
  • Давайте возможность выбора: это нельзя, но можно вот это. Предлагайте альтернативу (брать нож опасно, но ты можешь поиграть вот этой лопаткой).
  • Во время конфликтной ситуации старайтесь, чтобы ее разбор не выглядел как ваш назидательный монолог. Чтобы ребенок научился слышать родителей, он должен понимать, что они его тоже слышат: смотрят ему в глаза, обращаются именно к нему, ждут его ответа, понимают, предлагают помощь.
  • Приучая ребенка слушаться, начинайте с просьб, которые он выполнит охотно. Так у него в сознании отложится, что слушаться взрослых – штука приятная. Постепенно он придет к тому, что слушаться нужно и в других ситуациях. А это поможет предотвратить капризы.
  • Ребенок не умеет контролировать свои эмоции. Поэтому жесткие методы воспитания (шлепки, крики, наказания) вызовут лишь протест: либо отказ, либо желание сделать наоборот.
  • Следуйте режиму дня. Это первый шаг, позволяющий ребенку понимать, что существует некоторый порядок, которому необходимо подчиняться.
  • Включите в режим дня малыша побольше физических игр и занятий. Это здорово помогает выплеску негативных эмоций. Во время таких занятий можно в виде игры просить его о чем-то, приучая к послушанию.
  • Если ситуация все-таки вышла из-под контроля, лучше оставить ребенка без «зрителей». Так он успокоится быстрее. А после стоит все обсудить, разобраться вместе с малышом, почему это случилось, что он чувствовал, как ему вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Следуя этим советам, родители вскоре научатся понимать своего кроху, предвидеть какие-то конфликтные ситуации и разумно обходить их, не давать ребенку повода для непослушания.

Важно понимать, что у малыша действительно нет цели вывести взрослого из себя, сделать назло. Крохе в момент каприза плохо, ему нужна помощь. Получая ее, он постепенно научится доверять взрослым, видеть в них союзников. Ну и, конечно, любой кризис не вечен. Главное, чтобы к моменту его завершения у малыша не сформировалась привычка к непослушанию.

Источник: Развивашка.онлайн

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/home_educ/family-life/164625-kak-nauchit-rebenka-slushatsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.