Как ребенка научить писать изложение

Содержание

Как писать изложение

Как ребенка научить писать изложение

Приветствуем вас, уважаемые читатели! Этот материал будет посвящён инструкции, как писать изложение. И хотя этому учат в школе, начиная с начальных классов, когда дело доходит до выпускного экзамена, многие правила написания работы учащиеся открывают для себя впервые. Чтобы ничего не пропускать и всегда получать высокие баллы за изложение, внимательно читайте статью!

Стандартные требования

Учить детей писать изложения начинают ещё в начальной школе. За основу берутся небольшие тексты, на которых оттачивают сам процесс подготовки и реализации требований к данному виду работы. В пятом классе материал становится сложнее, и в выпускных классах изложение сдаётся как один из видов экзаменационных заданий.

Что же такое изложение? Если говорить по-простому, это письменный пересказ текста. Оно бывает сжатым или творческим, с элементами сочинения. Рассмотрим сначала стандартную схему подготовки и написания этого вида работы. В начальных и средних классах она выглядит так.

  1. Учитель читает текст вслух, дети внимательно его слушают.
  2. Ученики под контролем учителя определяют основную мысль и тему текста.
  3. Учитель выписывает на доске опорные слова, лексику, сложную для написания.
  4. В совместной работе текст разделяется на смысловые части, микротемы.
  5. Каждая из микротем озаглавливается, заголовок записывается в виде пункта плана.
  6. По данному плану дети устно пересказывают текст.
  7. Учитель читает ещё раз.
  8. Ученики приступают к написанию изложения.

В старших классах часть подготовительных мероприятий опускается или выполняется детьми самостоятельно. Например, в 9–11 классах ученики вполне в состоянии сами предложить план к тексту, выделить микротемы. Устный пересказ требуется лишь в том случае, если тема сложная для детей и требует пояснений.

Как правило, учитель даёт возможность «набросать» изложение на черновик, а затем его переписать. Так происходит и на экзамене, если ученик владеет достаточным количеством времени.

Оценивание изложения происходит по двум критериям: за грамотность и за содержание. Затем баллы суммируются и выводится общий. Если от ученика требуется лишь письменно пересказать текст, то выдуманные факты или отступление от темы рассматривается как неумение сжато и по сути излагать мысль. Такая работа не получит высокий балл.

Ещё раз акцентируем внимание: изложение предполагает максимальную близость к тексту, соблюдение стилистики, использование опорной лексики. Если отступления от темы изложения не предусмотрены в задании, они будут оцениваться как несоблюдение требований.

Как научить ребёнка писать изложение?

Изложение не стоит воспринимать исключительно как пересказ текста. Оно показывает умение ребёнка формулировать мысль, пользоваться активным словарем, находить нужные выражения. Этому нельзя научиться за один месяц и даже год.

Подготовка должна проводиться задолго до того, как ребёнок пойдёт в школу:

  • В 3–4 года, когда малыш уже умеет строить связные предложения, читайте ему сказки и просите пересказывать отдельные фрагменты или весь текст. Если кроха затрудняется, путает события, помогите ему наводящими вопросами.
  • К 5 годам усложняйте тексты (но если в этом возрасте ребёнок впервые сталкивается с понятием пересказа, обращайтесь к сказкам). Это могут быть небольшие детские рассказы с включёнными в них описаниями. Практика показывает, что именно фрагменты описательного характера сложнее даются детям. Они пропускают их или стараются заменить выдуманными событиями. Помогайте ребёнку вопросами, начинайте предложение и просите продолжить его соответственно тексту. Постепенно расширяйте описательную часть.
  • Когда малыш научится читать, продолжайте работу. Несколько предложений из текста ребёнок может прочитать сам и рассказать содержание. Остальную часть текста зачитывает взрослый. Если малыш затрудняется, подберите текст, иллюстрированный картинками. После прослушивания предложите взглянуть на изображения и по ним пересказать текст.
  • На данном этапе можно пробовать составлять элементарный план к тексту. Пусть в плане сначала будет всего 2 пункта. Для тренировки возьмите небольшой отрывок и попросите малыша выделить 2 основных события. Постепенно увеличивайте объём отрывка и количество пунктов плана.
  • Тренируйте память. Продиктуйте крохе 10–12 слов и попросите повторить их. Чем больше слов вспомнит ребёнок, тем лучше.
  • Учите на память стихи, текстовые отрывки. Чем лучше память, тем точнее будут запоминаться фрагменты текста.
  • Когда ребёнок научится писать печатными буквами, можно попробовать первое письменное изложение. Возьмите фрагмент из нескольких связных предложений. Желательно, чтобы они были повествовательного характера. Прочитайте и предложите пересказать устно. Как правило, для тренированного дошкольника это не составит труда. Подкорректируйте ошибки. Следите, чтобы не повторялись одни и те же слова. Предложения должны быть полными и развернутыми. Теперь настало время записать изложение.
  • Постепенно увеличивайте количество предложений в тексте. Если на каком-то этапе ребёнку стало затруднительно, не увеличивайте объём текста и проработайте появившиеся ошибки.
  • Если малыш хорошо пишет прописью, можно попытаться записать короткое изложение. Но торопиться не стоит: в школе для отработки навыка будет достаточно времени.

Если все указанные этапы не пройдены до школы, в первых классах у вас, дорогие родители, есть возможность наверстать упущенное. Последовательность подготовки останется той же, только для прохождения каждого этапа будет меньше времени. Вместо родительского чтения можно использовать звукозапись.

Изложение как вид экзаменационной работы

Сжатое изложение входит в ОГЭ как первая часть аттестации по русскому языку. Основные требования к данному виду работы сохраняются, но объём существенно сокращается.

Так, в аудиозаписи в тексте около 150 слов, а на выходе должно быть от 70 до 90 слов. Иными словами, объём изложения сокращается на треть. Междометия и слова служебных частей речи тоже считаются.

Увеличивать его специально не нужно, так как комиссия за избыток слов нещадно снижает баллы.

Помните: дело осложняется ещё и тем, что работа будет идти по аудиозаписи. Ученик, привыкший к голосу одного учителя, может растеряться, не успеть ухватить главную мысль. Темп чтения отрывка тоже может показаться ускоренным, что тоже ставит в тупик.

Перед экзаменом не лишним будет провести «репетицию» дома, включив любую запись художественного текста.

Честно ответьте себе на вопрос: что вы поняли после первого прослушивания? Если усвоенной информации оказалось немного, слушайте разные тексты по несколько раз, настраивайте слух.

Главное — не теряйтесь и соберите всё своё внимание. Оно вам понадобится, ведь половина успеха — в правильном психологическом настрое.

Отдельным видом работы является изложение, в котором присутствуют элементы сочинения. Оно также может присутствовать на ОГЭ. Варианты заданий могут быть разными. Чаще всего требуется высказать собственное мнение по поводу прочитанного или придумать продолжение истории.

Второе задание всегда кажется ученикам проще. Но при написании обратите внимание на следующие моменты:

  • Вы должны сохранить стиль рассказа. Если в нём много описаний и авторских отступлений, то и в вашем продолжении они должны быть, хотя бы в малой степени.
  • Окончание истории должно логично вытекать из предыдущих событий.
  • Многие художественные рассказы заключают в себе мораль, поучение. В концовке они тоже должны просматриваться.

Иногда вставки с рассуждениями актуальны в середине изложения, и тогда не стоит их избегать. Однако соблюдайте требования к объёму: творческая часть не должна быть больше одной трети от всей работы.

Уважаемые читатели, мы с вами рассмотрели подробно, как писать различные варианты изложений. Напомним стандартную схему:

  1. Слушание отрывка.
  2. Выделение основной темы и мысли.
  3. Запись опорных слов, выражений, трудной лексики.
  4. Составление плана по выделенным микротемам.
  5. Повторное прослушивание текста и его написание.

Если вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии. Они могут быть ценны для других читателей!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-pisat-izlozhenie/

Как научить ребенка писать сочинение | Как научить ребенка писать изложение

Как ребенка научить писать изложение

Рано или поздно в обязанности школьника начинает входить выполнение домашних заданий, среди которых самым сложным и ответственным можно считать написание сочинения.

Как правило, на начальном этапе ребенок без помощи взрослых воспроизвести сочинение не может, поэтому родителям очень важно знать, как научить школьника красиво излагать сочинение, ведь оно помогает ребенку широко мыслить и правильно излагать свои анализы по тексту.

Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка писать сочинение, а также о том, как научить ребенка писать изложение.

Как научить ребенка писать сочинение?

Рекомендации, по написанию сочинения:

Помочь ребенку написать сочинение совсем непросто, а научить его это делать самостоятельно – еще сложнее. Для начала следует сделать четкую установку на то, что ребенок должен будет писать сочинение самостоятельно, то есть вы ему будете только помогать, а не писать за него.

Этот важный момент сразу расставит все точки над “i” и напомнит ребенку, что в сочинении должны использоваться исключительно его мысли и знания. Кроме того, педагог даже с небольшим опытом сможет отличить сочинение, написанное ребенком и взрослым.

В помощь ребенка можно дать примерные сочинения по русскому языку, однако, следует четко отличать чужие мысли от мыслей ребенка. Многочисленные примеры сочинений должны дать ребенку направление, но не основой.

Также не позволяйте ребенку списывать сочинения с ресурсов Интернета и даже не думайте облегчить его задания, каким бы занятым он ни был. Раз сочинение есть в школьной программе, значит, ребенок может с ним справится.

Рекомендаций по тому, как научить ребенка писать сочинение, может быть много. В частности, вам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок прочитал текст-оригинал, о котором в сочинении необходимо писать. Далее помогите ребенку выбрать тему для сочинения, которых обычно дается несколько на одно произведение.

Если тема уже выбрана, поработайте с ребенком над планом и основными акцентами. То есть, например, если вы пишете сочинение о каком-либо персонаже произведения, то в плане укажите, какие именно его черты вы хотели бы выделить в хронологическом порядке, как они проявляются в тексте.

Если же вы пишите о времени, затронутом в произведении, то целесообразно будет дать собственную оценку обстановки и сюжета. Также не забывайте, что сочинение является оригинальной работой школьника, поэтому в изложении материала постарайтесь не вносить своих корректировок, а только указать ребенку, где, по вашему мнению, есть слабые места.

После составления плана и определения хронологической последовательности изложения останется только написать сочинение.

Как дети пишут сочинение в школе?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, организация, управление временем, метапознание.

Возраст: 8-14 лет; обычно дети не пишут сочинений и докладов до третьего класса, и для малышей они не длиннее пяти абзацев. Если вашему ребенку всего 8 лет, возможно, придется сократить форму чтобы научить ребенка писать сочинение.

Методы обучения написанию сочинения

1

Шаг. Работа над темой.

Если ребенку нужно придумать тему сочинения, убедитесь, что вы понимаете требования к заданию. Возможно, придется позвонить учителю или другу ребенка, чтобы уточнить детали. По правилам мозгового штурма на первом этапе принимаются и записываются все идеи.

Чем более безумными они будут, тем лучше: безумные идеи часто ведут к хорошим и пригодным для использования. На этом этапе не допускается критика ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.

Если ребенку сложно предложить идеи самостоятельно, подбросьте ему пару своих чтобы написать сочинение. Как только у вас закончатся идеи, изучите весь список и обведите самые стоящие. Возможно, уже сейчас ребенок решит, на какую именно тему будет писать работу.

Если нет, обсудите с ним, что ему нравится и не нравится в каждой идее. Так будет проще сделать правильный выбор.

2

Шаг. Работа над содержанием.

После выбора темы опять начинается мозговой штурм. Попросите ребенка: «Расскажи мне все, что ты знаешь или хотел бы знать об этой теме». Снова запишите все идеи и вопросы, какими бы безумными они ни казались.

3

Шаг. Организация содержания.

Теперь посмотрите на все идеи и вопросы. Подумайте вместе с ребенком, можно ли организовать этот материал чтобы написать сочинение. Если задание – сделать доклад, вероятно, вы организуете информацию в такие группы: как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги, как они себя защищают.

Придумайте заголовки к каждой теме и запишите под ними все детали. Некоторым родителям на этом этапе удобно пользоваться стакерами. Во время мозгового штурма каждая идея или вопрос записываются на отдельном стикере. Затем бумажки организуются на столе под заголовками, и таким образом формируется структура работы.

В соответствии с этой структурой можно уже писать (или диктовать) текст.

4

Шаг. Первый абзац.

Часто это самая сложная задача. В первом абзаце должно быть лаконично описано, о чем будет работа. Например, в докладе об аардварках вступительный абзац мог бы быть таким:

Этот доклад посвящен странному животному, которое называется аардварк. Прочитав его, вы узнаете, как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги и как они себя защищают.

Еще одна функция вступительного абзаца – привлечь внимание читателя, дать ему интересную информацию, чтобы раззадорить его любопытство. Например, к абзацу, приведенному выше, можно было бы добавить два таких предложения:

Читатель также узнает о значении слова «аардварк» и о том, из какого языка оно пришло. А если и это не подогрело ваш интерес, я расскажу о том, почему у них липкий язык – хотя, возможно, вы совсем не хотите это узнать!

Для детей, которым нелегко даются письменные задания, создание первого абзаца сочинения может быть очень трудной задачей. Им, скорее всего, понадобится ваша помощь.

Вы можете задавать общие вопросы вроде «Что читатель узнает из твоего сочинения?» или «Как ты думаешь, почему читателю будет интересно ознакомиться с твоей работой?» Если этого недостаточно, можно дать ребенку готовую модель.

Вы можете написать вступительный абзац на тему, схожую с той, над которой работает ребенок, или использовать в качестве примера абзац, приведенный здесь. Если ребенку нужна более конкретная помощь, обеспечьте ее. Затем посмотрите, нужна ли ему такая поддержка в дальнейшей работе над сочинением. Помните, часто первый абзац – самый сложный.

5

Шаг. Оставшаяся часть работы.

Чтобы направить ребенка, предложите остаток работы разбить на части, каждая из которых будет иметь заголовок (примерно так же структурировано наше руководство). Помогите составить список заголовков и посмотрите, сможет ли ребенок дальше работать самостоятельно.

Каждый абзац должен начинаться с главного предложения, которое отражает основную мысль. За ним следуют 3-5 предложений, раскрывающих или поясняющих основную мысль. Для связи предложений или абзацев полезно использовать слова-связки. Простые примеры таких слов: и, поскольку, также, вместо этого, однако, итак.

Примеры более сложных слов-связок: хотя, более того, с другой стороны, таким образом, в результате, наконец, в заключение.

На ранних этапах обучения детям необходима существенная помощь. Может показаться, что фактически половину работы делаете вы.

Со временем ситуация должна улучшиться, особенно если в конце каждого занятия вы хвалите ребенка за то, что у него хорошо получилось. Особо отмечайте то, что стало получаться именно в этот раз.

Можно сказать: «Мне очень понравилось, как сейчас ты сам справился с заголовками: все придумал сам, и моя помощь не понадобилась».

Если вы не видите никаких улучшений – или понимаете, что вам не хватает времени или навыков, чтобы научить ребенка писать сочинения и доклады, – поговорите с учителем о том, можно ли организовать дополнительную поддержку в школе. Даже если вы можете помогать ребенку, обратиться за помощью стоит, если вы видите, что ребенок сильно отстает по сравнению со сверстниками.

Как научить ребенка писать изложение?

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. Как правило, изложение бывает повествовательно, описательного и рассудительного характера.

В текстах обычно наблюдается сочетание нескольких типов, поэтому ребенка следует учить всему сразу. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, и нередко школьникам оно дается с трудом.

Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательность, заканчивая плохой памятью и непоседливостью.

Советы о том, как ребенку научиться писать хорошие изложения:

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам.

1.

В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас.

Чтобы улучшить память ребенка, вам следует начать с ним учить небольшие стихотворения и чаще просить его пересказывать тексты.

При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть вам следует научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

2.

Чтобы научить ребенка писать изложение и кратко фиксировать содержание произведения, вам необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Так, хорошо помогает упражнение на кратковременную память.

Вам необходимо прочитать ему отрывок, который вы далее вместе с ним разобьете на несколько смысловых блоков.

Потом вы должны будете по одному разу зачитать эти блоки, при этом после каждого из них дайте ему несколько минут, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков.

3.

В результате проделанной работы ближе подойдете к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение, если попросите с помощью его записей воспроизвести текст.

Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха.

Также не забывайте работать над его словарным запасом, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития, на различные темы.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/kak_nauchit_rebenka_pisat_sochinenie.html

Что такое изложение: как научиться его писать?

Как ребенка научить писать изложение

Евгения Климкович

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ.

Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников.

Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов.

Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так.

Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/uchat-v-shkole/russkiy-yazyik/chto-takoe-izlozhenie/

Как научить ребенка писать изложение правильно

Как ребенка научить писать изложение

19.10.2017

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье я расскажу, как научить вашего ребенка писать изложения. Вы узнаете, как и когда нужно приступать к развитию данных навыков, какому плану следовать, что нужно предпринять задолго до школы и какие ошибки могут быть допущены.

Изложение и его типы

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Готовим заранее

Родители должны понимать, что для того, чтобы ребенок, учась в 3 классе, смог с легкостью освоить такой вид работы, как изложение, необходимо преждевременно начать с ним заниматься.

Для этого вам необходимо делать следущее:

  • почаще читать сказки, а потом вместе с малышом пытаться воспроизвести их и оценить поведение главных героев;
  • рассматривать различные картинки, расспрашивать ребенка о его впечатлениях и мнении;
  • если малыш в своих рассказах что-то упускает, дополнять его;
  • спустя пару дней спрашивать об услышанном или увиденном.

Детей в возрасте, приближенном к школьному, которые уже умеют читать, можно попросить самостоятельно прочесть сказку из книги, а потом ее пересказать.

Таким образом, вы тренируете память малыша и, по сути, готовите его к школьным изложениям, а также и к сочинениям.

План обучения

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Вероятные трудности, способы их решения

  1. Подробный тип изложения нуждается во внимательности ко всем мелочам. У ребенка могут возникнуть трудности с их запоминанием. Для этого необходимо тренировать память и логику. Важно, чтобы ученик осознавал связь между причинами и последствием.

    Большую ценность имеет предоставление педагогами сложных и непонятных слов с их разъяснением.

  2. На первый взгляд, написать краткое изложение не составляет особого труда. Однако, данное мнение обманчиво. Дело в том, что малышу необходимо из услышанного выбрать, что важное, главное, а что второстепенное.

    Это необходимо, чтобы изложение материала получилось целостным. Ваша задача тренироваться дома на несложных текстах.

  3. Больше всего деткам нравится творческий вид изложения. Тут главную роль играет воображение и фантазия ребенка. Однако, далеко не всем детям это по силам.

    Для того, чтобы малышу со временем было легко писать такие виды работ, читайте ему начало каких-то сказок и предлагайте самостоятельно придумать концовку. Наверняка, у ребенка это будет получаться.

Моему сыну всегда легко давались изложения.

Наверное, это во многом, благодаря тому, что у него хорошо развита фантазия и отличная память. Когда Никита был совсем маленьким, после прочитанной мною сказки, мог с легкостью, практически дословно пересказывать услышанное.

Ошибки родителей

К сожалению, некоторые родители по своей неопытности допускают ошибки в процессе обучения своих детей.

  1. Оказание сильного давления на ребенка, выражение своей агрессией из-за его не сообразительности.
  2. Требования дословного пересказа услышанного текста.
  3. Выбор материала для тренировок без учета личных интересов ребенка и его возраста.
  4. Отсутствие знаний, как обучать. Требование от сына или дочери самостоятельного овладения данным видом работы.

Советы

Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.

  1. Чтоб научиться пересказывать материал, обращайте внимание ребенка на события прошедшего дня. Вы можете просить его сосредоточиться на каком-то конкретном случае и описать его в деталях.
  2. Для тренировок подбирайте краткие тексты.
  3. Если вы занялись вопросом обучения написания краткого изложения, объясняйте своему чаду, что является важной информацией в тексте, а что второстепенный.
  4. Разъясните ребенку, что в его работе должны присутствовать самые значимые детали, подтверждающие основную идею услышанного текста, имелось начало услышанного материала, можно было выявить кульминацию и конец. Важно присутствие описаний главных героев, деталей окружения. Изложение ребенка должно полностью раскрывать основную мысль, также тему услышанного текста.
  5. Тренируйтесь с малышом выявлять главную идею услышанного произведения.
  6. Тренируйтесь выписывать самые значимые слова, помогающие в дальнейшем легко воспроизвести услышанный материал.
  7. Также важно, чтобы ваш сын или дочка могли проводить самопроверку. Позволяйте им перечитывать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.



Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-izlozhenie.html

Как писать изложение: полезные советы и рекомендации

Как ребенка научить писать изложение

Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, как писать изложение, интересует как школьников, так и студентов.

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение

Чтобы объяснить ребенку, как писать изложение, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать сжатое изложение, ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Учимся писать изложение: советы для взрослых

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Полезные советы

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение – нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.

Источник: http://fb.ru/article/268179/kak-pisat-izlojenie-poleznyie-sovetyi-i-rekomendatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.